Безопасность мореплавания и САРП


Почти 20-летний опыт использования на судах мирового торгового флота систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП) убедительно показал эффективность их применения для обеспечения безопасности мореплавания. Однако эксплуатация существующих типов САРП поставила перед судоводителями ряд проблем, возникающих при взаимодействии элементов новой системы «радиолокатор — компьютер — человек».


Аналогичная ситуация уже имела место при внедрении на судах торгового флота радиолокатора. Неучет в то время особенностей системы «радиолокатор — человек» привел, как известно, к появлению так называемых «радиолокационных столкновении», мрачным апофеозом которых явилось столкновение лайнеров «Андрее Дориа» и «Стокгольм».


Потребовалось немало усилий специалистов на радиолокационных тренажерах для того, чтобы судоводители смогли понять суть происходящего на экране РЛС и выработать навыки радиолокационных наблюдателей. Процесс этот никак нельзя считать законченным. Он должен постоянно совершенствоваться по мере развития технических средств судовождения.


Сегодня, когда на флот пришел компьютер, проблемы, стоящие перед моряками, выглядят гораздо серьезнее: теперь мы имеем две уязвимые системы «радиолокатор — компьютер» и «компьютер — человек», которые обеспечивают передачу и обработку первичных данных от радиолокатора, гирокомпаса и лага и, далее, совместную работу человека и автоматического устройства. Именно на решение этих проблем должно быть направлено обучение судоводительского состава по применению САРП на специально оборудованных морских тренажерах.


Объективными причинами, приведшими к такому положению дел, являются: отсутствие обучения операторскому искусству в средних и высших специальных учебных заведениях, а также во время повышения квалификации, непосредственный переход от обычного конвенционного радиолокатора к работе с САРП, создание технических средств судовождения без участия пользователей — морских специалистов.


К субъективным факторам можно отнести в первую очередь отрицательное отношение к развивающейся технологии со стороны некоторых мореплавателей, в основном капитанов со стажем. Не менее опасно и «самообразование» отдельных молодых судоводителей, восторженно, без критического анализа встречающих любые новинки на флоте. Обладая знаниями, приподнимающими их над общим уровнем, они действуют, руководствуясь только своими стереотипами, зачастую неверными. Нельзя сбрасывать со счетов психологию личности судоводителя: возможные суетливость, нервозность, замедленная реакция, доходящая до состояния гипноза. Компенсация этих недостатков во время тренажерной подготовки требует значительных усилий и самое главное — времени, которого при недельном цикле обучения явно не хватает.


В то же время необходимо оградить его от избытка данных, который может дезориентировать самого искушенного наблюдателя в простой обстановке.


Этот емкий и очень важный вопрос в технической литературе по САРП опускается. Лучшая казино с идеальными условиями pinupp ru .


Заявка на обратный звонок

Заполните заявку и Вам обязательно перезвонят

Ваше имя
Контактный телефон
Описание проекта
Заявка успешно отправлена!
Заявка

Заполните заявку и мы Вам перезвоним

Ваше имя
Контактный телефон Email
Сообщение
Заявка успешно отправлена!
a1784967a371f9b2b23a2377de023bc5