Диалектика развития архитектурной мысли #002


Щусев раскрывает процесс постепенного постижения принципов построения архитектурной формы, которая в понимании зодчих делалась все менее зависимой от деталей, особенно подобных тем, что заимствовали с конкретных прототипов эклектики второй половины XIX в.3 Щусев противопоставлял творчество мастеров, «цитировавших» традиционные «клише», работам тех, кто пытался проникнуть в механизм сложения формы.


Отрицая художественные достоинства произведений многих предшественников В. Васнецова, Щусев отдавал им должное как определенному этапу развития архитектурной мысли. Он показал в автобиографии, как менялось соотношение сил между ценителями классицизма и приверженцами древнерусских образцов, не скрывая, что первые обладали приоритетом в изучении наследия. Но в общественном мнении исподволь уже готовился переворот.


По наблюдениям Щусева, рост престижа тех, кто обратился к древнерусским мотивам, начался вместе «с постройкой Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя». Отмечая глубину этого процесса, отнюдь не сводившегося к деятельности одного К. Тона, он подчеркивал: «Государство и правящий класс хотели подвести основу под развитие древненациональной архитектуры. В общем, корни движения были значительно глубже и шли с восемнадцатого века, от собирателей народных былин... и славянофилов. В значительной степени корни исходили и от социального заказа религиозного характера».


Щусева настолько привлекла высокая степень художественного обобщения, достигнутая В. Васнецовым, что он считал профессиональным долгом наследовать и развивать его идеи. Осознание зодчим своей миссии совпало с получением нового большого заказа. В 1913 г., когда мастеру предстояло переехать в Москву на постройку Казанского вокзала, ему исполнилось уже 40 лет и он готов был доказать всем, насколько велики возможности неорусского стиля.


Вольная интерпретация элементов архитектурной композиции, отличавшая его проекты и постройки тех лет, давала основания для того, чтобы сделать следующий шаг по избранному пути — отказаться от детали как главного компонента и перейти к чистой геометрической форме, таившей не менее богатые художественные возможности. Однако этот момент был еще впереди. Пока же случай предоставил Щусеву возможность длительно «артикулировать» архитектурное решение вокзала. «Тут в 1914 году началась мировая война и я застрял в Москве...», — писал он, имея в виду деятельность по завершению постройки, затянувшуюся вплоть до второй половины двадцатых. — «Трудны были мои первые шаги в русской гражданской архитектуре, в которой еще приходилось искать пути, часто смешивая детали разных эпох и используя древнюю, а отчасти и восточную архитектуру, чтобы создать архитектурное произведение, подобное опере Мусоргского «Хованщина». Прямо сейчас ты можешь получить от play fortuna промокод , схвати удачу за хвост и выиграй у казино.


Заявка на обратный звонок

Заполните заявку и Вам обязательно перезвонят

Ваше имя
Контактный телефон
Описание проекта
Заявка успешно отправлена!
Заявка

Заполните заявку и мы Вам перезвоним

Ваше имя
Контактный телефон Email
Сообщение
Заявка успешно отправлена!
ecf54ad802a0d3559e3674f9b721d304